9391678e

Появляются новые школы



Иван Петрович Павлов (1849—1936) исследовал реакцию живот­ных на раздражение. В своем самом известном эксперименте он звонил в колокольчик, когда кормил собак. Каждый раз, когда собаки слышали колокольчик, они знали, что приходит время есть, и, конечно же, у них начинала выделяться слюна. Спустя время, когда животные привыкали к тому, что звон колокольчи­ка означает пищу, Павлов начинал звонить, не давая при этом еду, а собаки все равно выделяли слюну. Он "обусловил" их вы­делять слюну при звуке колокольчика.

Эксперименты Павлова воодушевили на создание школы мышления, названной "бихевиоризмом". Другой ученый, стояв­ший у истоков этого течения, Эдвард Торндайк ( Edward Thorndike) (1874—1949), пытался разработать объективную, механистическую теорию обучения, в большей степени опирающуюся на изучение поведе­ния животных. Он придумывал, кроме всего прочего, деревян­ные ящики ("головоломки"), которые можно было открыть только с помощью различных наборов щеколд, рычагов, веревок и педалей. Затем в этот ящик он помещал собак, кошек или крыс (конечно, не одновременно!) и наблюдал, как они будут пытать­ся выбраться из него путем проб и ошибок. Его основной целью было показать, что подходы, описываемые людьми в фабульной форме, могут быть воссозданы в контролируемой лабораторной обстановке. Вскоре он осознал, что может использовать тот же подход при проверке времени обучения ("кривые обучения") для животных.

Его следующий вопрос — могут ли животные обучаться толь­ко путем проб и ошибок или они могут обучаться посредством наблюдения или имитации. Он исследовал это, сравнивая кри­вые обучения крыс, наблюдавших, как другие крысы справляют­ся с заданием, с кривыми обучения тех, которые не видели. Раз­ницы не было никакой.

Торндайк заключил (отчасти наивно), что два закона в соче­тании с понятием инстинкта могут объяснить поведение челове­ка:

Закон Применения: ассоциации усиливаются посредством их использования и ослабевают при неупотреблении (чем чаще животное находит свой путь в эту проклятую клетку, тем лучше оно до нее доберется)

Закон Эффекта: действия, которые вознаграждались, будут повторяться чаще (давая животному мясные шарики, как только оно выйдет из клетки!). Он комментировал (Торндайк, 1898):

Среди нескольких реакций на одну и ту же ситуацию те, что со­провождались удовлетворением желания животного или за кото­рыми сразу следовало их удовлетворение, при прочих равных ус­ловиях должны быть теснее связаны с ситуацией таким образом, что, когда реакция возникает, она, вероятней всего, будет повто­ряться; те, что сопровождались дискомфортом или вызвали у жи­вотных дискомфорт, при прочих равных условиях должны иметь связь с ситуацией более ослабленную с тем, чтобы возникшая реакция, вероятней всего, больше не повторялась. Чем больше удо­влетворение или дискомфорт, тем больше усиление или ослабле­ние связи.

Работа Торндайка была важна, но на самом деле не он счита­ется основателем школы бихевиоризма. Настоящий основатель этой школы Джон В. Ватсон2 (1878 —1958).

Содержание раздела